Мозаика

 

Мозаика ( мозайка, мазайка, мазаика )

Это одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Ее знали еще древние греки. Уже в Древнем Риме и Византии техника мозаики получила весьма широкое распространение. В эпоху поздней Римской Империи мозаику уже можно было встретить практически везде — ив частных домах, и в общественных сооружениях. Римские мозаики выкладывались из маленьких кубиков (столбиков) смальты или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки. Но именно использование смальты расширило палитру мозаики и привело к созданию картин, конкурирующих с живописью. По большей части мозаикой отделывали пол, на стенах же предпочтение отдавали фрескам. В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства, достойные знати. Однако, несмотря на сложность мозаики, общим впечатлением от римских образцов всегда остается ощущение приземленности этого искусства; в нем нет той изысканности и утонченности, которая встречается позже в византийских мозаиках.

 

Величайшего расцвета мозаичная техника достигла в Византийской Империи, где в период с IV по XIV в. мозаикой украшались огромные соборы, усыпальницы и др. Раннехристианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и играли на сводах и стенах храмов, прекрасно передавая нерукотворное божественное сияние. Характерной особенностью византийской мозаики, отличной от римской, является более мелкий модуль камней, более деликатная кладка. В римской мозаике кладка, как правило, достаточно крупная, черты лиц не отличаются тонкостью, хотя очень выразительны. Опять же византийская мозаика отличается совершенно другими приемами в кладке ликов, одежды, обилием золотого фона. Величественный, прекрасный дух византийских мозаик передается даже на маленьком фрагменте — атмосфера благоговения и тишины храма...

На Руси мозаика появилась после принятия христианства, с X в. Но не стала распространенной техникой из-за дороговизны материала — смальту приходилось привозить из-за моря, так как у нас ее делать не умели. После татарского нашествия мозаики не создавались, и постепенно искусство выкладывания мозаики было забыто и заменено более простой и дешевой техникой фрески. Возникшая в XII в. флорентийская мозаика отличалась от римской тем, что рисунок создавался не из мелких кубиков, а из точно подогнанных друг к другу разноцветных пластинок мрамора и яшмы, при этом тонким каменным пластинкам придавали контуры изображаемого предмета или соответствующей детали. Казалось, композиции из смальты навсегда ушли в прошлое. Но это длилось лишь до XVIII в., когда русский ученый Ломоносов заново изобрел технику изготовления глушеного цветного стекла. И сразу же в России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики. Дальше — больше. На Урале, по мере расширения добычи камня, появляется русская мозаика. В ней получили дальнейшее развитие идеи флорентийской мозаики. Теперь в ход идут не только мрамор и яшма, но и полудрагоценные самоцветы — малахит, лазурит и т. д. Помимо гладких стен и сводов, мозаикой стали выкладывать всевозможные архитектурные детали (колонны, пилястры) и декоративные предметы, имеющие сложную форму и фасонную поверхность (вазы, чаши, шкатулки). Для создания более выразительных произведений русская мозаика использовала не просто цвет камня, но и его естественный рисунок. Возвращаясь в наши дни, отметим, что материалы современности дешевле древних. Так, сегодня чаще всего используют не чистую смальту, а ее сочетание со стеклом или только стекло. А на смену утерянным старинным секретам пришли промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций. Являясь одним из древнейших видов облицовки и декоративной отделки архитектуры, а также одним из древнейших материалов изобразительного искусства, мозаика не только не потеряла своей популярности в наши дни, но и значительно выросла в последние годы. Теперь в квартирах и частных домах все чаще можно встретить прекрасные мозаичные композиции и художественные панно, неповторимые в своем очаровании. Объясняется такая востребованность мозаики во все времена , тем, что эта техника имеет свои неоспоримые достоинства: она долговечна, имеет особые водоотталкивающие, жаростойкие и ударопрочные свойства — а значит, отлично будет себя чувствовать и на открытом воздухе, ею можно облицовывать криволинейные поверхности, а мозаичные панно, кроме всего этого, позволяют создавать роскошные и неповторимые интерьеры. В отделке фасада дома или его интерьера мозаика — знак респектабельности и престижа. Этот материал объединяет красоту и вечность.

Многолетнюю сохранность мозаике обеспечивают материалы, из которых она создается. Натуральный камень, керамика, смальта — материалы действительно вечные, которым не страшны почти любые атмосферные воздействия, они сохраняются, не изменяя цвета и тона, в течение многих лет. Именно это их качество в сочетании с декоративностью, яркостью и заставляет обращаться к этой технике, невзирая на относительную трудоёмкость, как приготовления материала, так и выполнения самих работ «набора». Мозаика — отличное средство для подчеркивания отдельных фрагментов фасада дома, входной группы, колонн, декоративных садовых скульптур. Однако эффектно смотрится и внутренняя отделка комнат при помощи мозаики.